?

Log in

No account? Create an account

October 2015

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com

Рецензия на произведение Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Я хочу в школу».

rJ_YH0jYpfg


Рецензия на произведение Андрея Жвалевского  и Евгении Пастернак «Я хочу в школу».
Повесть  произвела на меня такое впечатление, что  я не удержалась. Сюжетные линии   и взаимосвязь образов высвечивались в голове в течении нескольких дней.
Очень много сказано  этим,  в общем-то, небольшим произведением. На мой взгляд, тут отражено противостояние целой эпохи, точнее, двух эпох. Эпохи СССР и…той, что  еще не родилась. «Человек разумный еще не произошёл».
Я буду тезисно  описывать  те точки  и образы повествования, которые кажутся мне  самыми важными (не  претендуя на правоту. Это лишь  моё субъективное видение).

Кто ты?  Честный человек или мафия?
Игра в мафию…что за удивительный сюжетный  ход! Ролевая игра для наработки навыков манипуляции, предложенная с лёгкой руки Впалыча. Игра,  предлагающая судьбоносный выбор,  кем    быть  в жизни:  мафией-манипулятором или честным человеком,  то есть жертвой манипуляции (третьего не  дано?).
С первых же строк повести  закручивается вопрос  о том,  чью сторону принять.
Почему  человек от  произошел от Птицы?
Или от цветка….или от динозавра. Или от дельфина?  С чего  мы вообще взяли, что  в чем-то  превосходим братьев наших меньших?
Должно быть, по этой причине дети-вундеркинды 34-й школы, вместо  привычных  «ашек»  «бэшек», предпочитают  называть  свои «классы» названиями животных.
Если  «человек разумный еще не произошел», зачем  выделять  себя как особый биологический вид?

Женя. Состоявшийся дон Кихот.
Дон  Кихот был  известен своим постоянным пребыванием в иллюзиях. И  в особенности  его иллюзии распространялись на женщин. Он  влюбился в  простую деревенскую девушку, которую  в мечтах видит  прекрасной дамой Дульсинеей.
Женя теряет разум, когда знакомится с Викой. Для него переход в 33-ю школу ознаменовался  влюбленностью  и неизбежным идеализированием объекта любви.
«Возвращение на землю» являет собой комедию  и трагедию одновременно.  В реальность  его возвращает удар по голове вазой…от  самой Вики. Чтобы больше не идеализировал…
Женя,  признанный лидер,  самый старший из  Птиц,  выбирает быть  честной  и порядочной…  жертвой манипуляции. Он  выбирает быть   рыцарем-заступником слабых  при  любых обстоятельствах, неважно кто перед тобой: Прекрасная Дама или Прекрасная Злодейка.
Его  выбор был   понятен еще в самой первой главе, когда  передумал  "убивать  Анечку".
Что заставило  его  передумать? Огромные глаза девочки, полные слёз?
Что заставило  его прийти  к родителям Вики и попросить  ее руки?  Снова глаза, полные слёз?...
Почему  столь положительный,  но  не всегда дальновидный персонаж  становится лидером птиц? Как известно, рыба гниёт с головы. Если «глава клана»  честный и порядочный, если он  на стороне Добра,  значит,  и остальные на стороне Добра,  каких бы ошибок они не совершили.

Молчун. «Мы с тобой одной крови». .
Артём. Молчун. Человек, которому не требуется объяснять, чтобы тот понял. Не всегда умея выразить  себя при помощи устной речи,  он   научился понимать без слов.
В этом есть что-то от  животного мира. Мальчик прошел настоящую школу жизни,  прежде чем прийти в волшебную  «тридцать четвёртую».  Жизнь показала себя дикими джунглями, где выживает сильнейший.
Артём не раз  вызывал  у меня ассоциации с собакой,  умной и преданной,  понимающей без слов и готовой защитить. В нем есть,  если так можно выразиться, «животная» мудрость, та мудрость, до  которой человеческим созданиям еще нужно дорасти.
Пожалуй, даже не собаки,  а волка, который только кажется ручным.  Что  есть  ручной зверь? Одомашненный, зависимый, тот  которого «прикормили»  и который разучился  охотиться  сам.
Артём – это  «волк, который живет среди людей», но не  потому что боится остаться без крова и пищи,  а потому что  ему нравится с ними жить. Все просто. Он  свободен в выборе и он его сделал.
Когда на него нападают одноклассники, он  воспринимает их как стаю шакалов,  и  боится, что  в ответ проснётся его «внутренний зверь» и разорвёт всех на части.
И когда это неизбежно происходит, появляется кровь.  Кровь имеет символическое значение – она напоминает нам о  том, что  все мы – родом из животного мира.  Когда появляется кровь, драка прекращается. Потому что  кровь  вызывает инстинктивный ужас.
Казалось бы, Артём   не за себя он боится, за других. Но если развернуть эту мысль, получится, что  все же за себя. Он покалечит  и убьет одноклассников,  и тогда его  отправят в колонию. Не  колония пугает его, а разлука с с теми,  с кем он «одной крови». И пожалуй, даже не одной крови,  а «одного духа» ( в значении «близкими по духу»).
Этот  страх не  основан на инстинктах, он не  связан со страхом оказаться  без   стаи  (потому что  Молчун  прекрасно умеет выживать в одиночку). Это  страх, который идет из сердца – «страх потерять тех, кого люблю».
Артём  мыслит ( и выражается  устно)  не развернутыми конструкциями, и ёмкими фразами, каждое слово – готовый концепт.  Все только по сути.
Поэтому он  легко нашёл общий язык с Воронько-старшим, еще одним  человеком дела. На мой взгляд,  в этих  персонажах есть  удивительное сходство, они близки друг другу по духу и «душевному строению».  Неслучайно Артем говорит про него: «Я хотел бы такого отца».
Воронько. Отдельный разговор.
Воронько не  вдается в бумажные детали и бюрократический мусор («все бухгалтеры – зануды»), он Делает. С большой буквы.
Вопрос провокационный,  и все же:  чем он  заслужил  немилость  Властей?  Не своей ли независимостью?  Не отсутствием ли желания  кому-то понравиться? Вопрос оставляю  открытым.
«На  главной сцене»   повести идут  разборки Птиц с традиционной системой образования ( в лице Злыдни  и Анастасии Львовны, явно  собирательными образами), а где- то за занавесом происходит  самое масштабное – разборки Воронько-старшего  с…об этом авторы книги предпочли умолчать.
Что же является  «ключом»  к освобождению  Воронько-старшего  из-под ареста? Вовсе не политические пикеты и вмешательство  зарубежных стран…,  а общение с детьми. Общение, которое подвело к главному  – разговору с сыном. И не просто разговору,  а принятию и воссоединению – вот так, не больше не меньше.
Воронько-младший изначально  был  чужим в 34-й школе. По ходу сюжета,  мы «как бы» случайно узнаем, что Воронько- младшему было  не так уж хорошо  в 34-школе.
«Хотя мероприятие называлось «расширенное заседание научного совета музея», больше всего оно напоминало выездную сессию инквизиции. Два года назад Птицы ее изображали, но тогда они были в роли судей, очень повеселились, добиваясь от Ворона признания плоской Земли».
Это  не просто  метафора. Никита Воронько  по прозвищу Ворон был на «костре инквизиции» в 34-й школе постоянно, он  всегда был иным.  И Птицы побывали в его шкуре, оказавшись  не только в роли подсудимых на консилиуме, но уже тогда, когда переступили порог  33-й школы.
«Я бы тут по-любому не остался!» - объявляет  Ворон в ответ  на известие, что  34-й школы больше не будет.  Страшные слова! Ведь 34-я школа,  как выясняется, была создана  в первую очередь для него.
В самом начале повести, еще во время игры в мафию, становится понятно, что  Ворон-  чрезвычайно важная  фигура в произведении.
Он носит  «птичье» прозвище, но  находится в контрах  с Птицами. Его  прозвище «Ворон» вполне подходит мафии, но  в игре он  оказывается «честным человеком».
«Дураки вы все,» -  в сердцах говорит Никита Воронько,  когда в игре его принимают за мафию. Все, кроме Молчуна.
Та же история случилась с его отцом, только не в игре,  а в реальности. Воронько-старшего приняли за бандита все, включая Ворона,  и снова только Молчун разглядел  его невиновность (только на этот раз он не  стал молчать).
Вернёмся к игре в мафию.
— Нечестно! Вы, Виктор Павлович, специально выдали карты мафии Птицам! Они слетанные! Если бы вы нашей группе дали мафию, мы бы тоже всех раскатали!
Впалыч не стал спорить.
— Ага, — сказал он, — я решил показать вам, как трудно справиться с командой хорошо подготовленных манипуляторов.
Именно эти  слова оказываются решающими для Ворона. Какой вывод он делает для себя? «Если ты действуешь  как честный человек, ты проиграешь. Если ты становишься манипулятором – ты побеждаешь».  Именно  с этим убеждением Ворон  выходит в  социальный мир 33-й школы.  И именно  там он достигает успеха, какого  не мог достичь  в 34-й.
Именно таким он  видел своего отца:
— Понимаешь, пап, — сказал Никита, — я думал, ты жлоб. Подставляешь всех и кидаешь. А ты всех вытаскивал.
Итак,  в центре  истории  34-й школы находится семейная драма, распространенная и хорошо известная.  Развод родителей,  потеря  связи отца и сына.
Говоря словами Эрика Берна,  мальчик следует «анти-сценарию», делая все, чтобы быть непохожим на отца, точнее, на тот образ отца, который создан в его  сознании. Никита желает быть  честным и справедливым. Он  восклицает: «нечестно!», когда подозревает Впалыча в несправедливости. Он  презирает отца за мнимую подлость  и «подставу».
Образ отца как предателя ,  «который  всех кидает», мог  сформироваться под  впечатлением  от развода. В его сознании Воронько-старший «кинул» не каких-то абстрактных  «всех»,  а его, Никиту и его маму.
Переход  в 33-ю школу ознаменовался для Ворона переходу к «сценарию», иначе говоря, теперь он  сам становится манипулятором, теперь он  сам становится тем, кто  всех кидает. Именно это  он  и делает, заявляя что ему не нужна больше 34-я школа, он бросает друзей в беде…
Важную, даже решающую роль  в примирении отца и сына сыграл  Артём по прозвищу Молчун.  В этом эволюция персонажа – из  состояния  молчаливого понимания всей глубины ситуации,  как это было  при игре в мафию,  он переходит к действию. Аплодисменты Артёму!

Кошка.  Преступление и наказание.
Кошка. Юля. Еще один выходец из «животного мира», еще один  прирожденный манипулятор.  Кошка  - это зверь, смертельно  опасный для птиц. Кто такая Юля?  Хищная кошка, которая втянула когти рядом с птицами,  как в библии  «и лев возляжет рядом с ягненком»? Или это волчица в овечьей шкуре?
С самого начала повествования Кошка характеризуется как человек,  который обладает     неуёмной энергией и  чертами настоящего лидера. Но Юля  добровольно приняла лидерство Жени.
Переход  в 33-ю школу дал  ей уникальный шанс: проявить своего скрытого лидера. Юля переходила из  аутсайдера в лидеры и обратно, но она раскрыла свой бойцовский характер в полной мере.
Образ  кошки,  как животного хитрого, умеющего  манипулировать,  напоминает нам «кошку,  гуляющую  саму по себе» Киплинга  и кошку из «Синей Птицы» Метерлинка. Кошка, которая умела притвориться  доброй, но  была на стороне Зла.
Юля всецело верит, что она на стороне Добра: «Понимаешь, я хотела стать главной, чтобы вы все… чтобы вас повести к добру».
В устах Юли на новый лад  зазвучала не новая раскольниковская тема, тема о том, что  цель оправдывает средства:
«— Понимаете, мы за школу  что угодно сделать можем, хоть подделать письмо, хоть убить!».
Юля  смиренно  принимает  наказание,  как и Родион Раскольников.
Впервые заплакав, она показывает свою слабость, проявляет свою эмоциональную сторону,  и сразу становится женственной. И тут же понимает  все про себя и Диму,  понимает, что  не видела очевидного : «Какая же я дуура…».
До этого  мы видели лишь совершенный мозг  манипулятора и стальную волю «солдата   Джейн» .  Она умело  управляла слабостями одноклассников,  и при этом была слепа к главному – своему сердцу. Кто-то  сказал ( не помню кто) : глазами главного не  увидишь…
Дима.  Уроки нон-конформизма.
Если бы Впалыч  решил найти  себе помощника или приемника,  я думаю, им бы стал именно Дима.  В какой-то  степени так оно  и вышло.
Дима должен был  проверять  тетради вместе с Кошкой, но  в итоге эта обязанность  легла на Димины плечи.
Мальчик- интеллектуал (таких принято   называть  обидным словом «ботан»)  смог завоевать  авторитет у  мальчишек, чьи интересы сводятся к тому, чтобы «побухать» в компании. Этот  «очкарик» стал объектом обожания  всех одноклассниц!
Каким образом ему это удалось?  Мимикрия, скажете вы? J
Дима постоянно  балансирует на грани антагонизмов:  «честный человек» -  «манипулятор»,  34-я школа – 33-я школа ; Юля – Алёна ( и все остальные одноклассницы).
На первый взгляд кажется, что  вопрос о  выборе для Димы никогда и не ставился:  Конечно, честный человек! Конечно,  34-я!   Конечно, Юля!
Но…… чрезмерное увлечение мимикрией может закончиться конформизмом. Диме льстило внимание новых одноклассников. Пару раз он был готов перейти на их сторону в противостоянии с Юлей:
«А где-то возле затылка шевельнулась подленькая задняя мысль: а может быть, не так уж все неправы по поводу Юли?»
Он  однажды напился  «за компанию». Диме  удалось удержаться на опасной  грани -  «только попробовать  и все».
Было  бы неправильно  отрицать, что он относился к новым  друзьям с искренней симпатией. Он  завоевал  их  авторитет не с помощью  интриг,  а желанием понять их  и научить чему-то. Под его руководством целый класс сплотился для постановки мюзикла.
Когда Женя  был поглощён событиями на личном фронте, Дима несколько раз берёт на себя функции лидера и собирает Птиц.
В нём есть  мудрость  и терпение прирожденного педагога, кем он  наверняка стал бы в будущем. Он  старается понять  всех, оставаясь при этом собой.
Дима относится к Кошке  с удивительным терпением и недетским пониманием. Думаю, можно с полным правом сказать, что  его любовь преодолела все препятствия.
Его любовь  к Юле играет важную сюжетную роль.  Возможно, именно она и была «путеводной» звездой для Димы,  помогая ему остаться верным себе и Птицам.
Кульминационным моментом в выборе «свои»-  «чужие» стала ситуация, когда девочки инсценировали сотрясение мозга у Эли чтобы  подставить  Кошку.
Кошка (Птицы) или весь  класс (а возможно,  вся школа) против тебя? Ответ вы знаете.

Анечка.  Просто  Анечка.
«Они не зашорены!» - восклицает профессор при знакомстве с Птицами.
Самой незашоренной из незашоренных  я бы назвала Анечку.  Потому ли, что это эта героиня – самая младшая «птичка»,  а значит,  она ближе всех  к психологическому состоянию «Дитя».
Анечка  -  сама естественность  и непосредственность:
«Однажды   Впалыч  собрал целый консилиум, чтобы разобраться с ее психотипом. Половина тестов отнесла Аню к логикам-интровертам, половина - к этикам-экстравертам. Перекрестный допрос только усугубил кашу в головах психологов. В конце концов один из профессоров взмолился:
- Девочка, скажи сама - кто ты?
На что девочка ответила, не моргнув глазом:
- Я - Аня!
Отсмеявшись, специалисты в шутку завели разговор о введении нового психологического типа "Анечка".

Первая фраза повести,  «предлагаю  убить  Анечку!»,  произнесенная лидером Птиц,  является очень  символичной.  И немаловажно, что  Женя при этом был мафией и предложил  убить мафию-Анечку с целью запутать  «честных людей».
Анечка – это голос  внутреннего ребенка. Именно попытками   убить «внутреннего  ребенка»  в  учениках (детях!) и занимались  отрицательные герои-учителя.
Аня  не умеет притворяться.    В  игре в «мафию» она быстро  выдала себя, почему и вызвала подозрения  Ворона:
«Анечка обычно трещит, как сорока, а сейчас молча сидит… Ее мочить нужно».
В этой же главе проводится анализ того,  как нужно вести  себя  мафии с целью манипулирования: «В идеале мы должны были создать атмосферу общей подозрительности. Если бы никто никому не верил… — он задумался на мгновение и поправился. — Если бы все друг друга боялись, то никто бы не был адекватен. Вот тогда в мутной воде…"
Эта реплика снова принадлежит  Жене, лидеру Птиц. На мой взгляд, образы Жени и Анечки неразрывно  связаны. Женя – «капитан», тот  кто  выбирает курс  куда развиваться группе. Анечка   и есть этот курс - счастливый внутренний ребенок .
В скором  будущем Анечке предстоит  встретиться с человеком,  который устроит ситуацию когда «все боятся». И этот  человек  попытается ее морально  убить, чтобы сбить  с толку и запугать  других «внутренних» детей.
Аня – девочка из  сказки, которая  бесстрашно отправляется в логово ведьмы чтобы спасти не только подругу, но  и испуганных  одноклассников.
Девочка вызывает у меня ассоциацию  с Гердой из  Снежной королевы. Сколько  страхов выпало на голову восьмилетней девочки! Чтобы научить  других не бояться, нужно сначала  преодолеть  собственный страх.
Что можно  противопоставить  страху? Конечно, любовь: «Потому что детей любить надо, а не пугать».
Аня настолько искренна, что   от ее речей слетает маска    с искусной манипуляторши:
«— Она все врет! — продолжала Аня спокойно и даже весело. — И про тебя, Ванечка, и про то, что Анжелу ремнем бить будут…
Анастасия Львовна схватила обнаглевшую девчонку за плечо и тряханула. Но Анечку это почему-то только обрадовало:
— Видите! Она меня боится! Значит, она не страшная!»
Глаза Анечки, полные  слёз,  попали на первые полосы газет. Искренность  - это  оружие, против которого  сложно устоять.
Впалыч.  «Мы в ответе  за тех, кого  приручили».
На мой взгляд, это  центральный положительный персонаж, тот, под  чьем началом объединилась  вся пернатая компания. Виктор  Павлович – это как Гендальф для Братства Кольца, как Мерлин  для  Рыцарей Круглого  Стола.  Учитель   с большой буквы. Волшебник, который помогает   лишь ему  известными способами.
Ведь это настоящая магия,  настоящее чудо! Когда птицы потеряли  последнюю надежду, они узнают, что  их новым учителем математики  стал  Виктор  Павлович. Он принос  с собой частичку волшебства тридцать четвертой в обычную образовательную школу.
Стоит только Впалычу появиться на сцене повествования,  как все ситуации кардинально  меняются, развязываются тугие узлы проблем. Даже грозная Злыдня-Елена Ивановна, еще один сказочно-собирательный персонаж,  не смогла победить его!
Образ Виктора Павловича имеет черты Трикстера. Он перевоплощается  в обычного  учителя,  не теряя своей волшебной сути: «Называй меня здесь на вы, пожалуйста, не надо смущать других».
Авторы наверняка намеренно  проводят параллель между  характерами Жени, Димы и Впалыча:
«Сейчас они были похожи на братьев-близнецов, которых разлучили в детстве: оба худые, сосредоточенные, глаза чуть не светятся в темноте от работы мысли….
Поэтому Димка с Женей не успели даже потянуться к кнопке домофона, как дверь открылась и из нее вышел Впалыч.
Тоже худой, сосредоточенный и с горящими глазами. Не то чтобы третий брат-близнец — скорее, отец или искусственно состаренный клон».

Виктор Павлович может принять «птичью» окраску и стать  «состаренным клоном» мальчиков.  В нем также ( как в любом психологе)  присутствует внутренний манипулятор, приближая его к Ворону  и Кошке.
А его бесстрашие перед «вышестоящими» роднит  его  с Анечкой. Потому что  для него не существует выше или нижестоящих…
Когда обстоятельства того потребовали, он пришел в среду обычных учителей, приняв их  «окраску». Не  смотря на эти перевоплощения, Виктор  Павлович далёк от конформизма.
Впалыч  не только положительный герой, но  и  провокатор. Он,  как истинный учитель,  направляет духовно-нравственное развитие ребят, не давая ответы,  а задавая вопросы. Именно он предложил  игру в мафию, после которой каждый из ребят  сделал свои выводы о правомерности скрытого  манипулирования.
На мой взгляд, именно Впалыч  повлиял своим поведением на конформного директора.  Впалыч  оказался учителем не только детям, но  и человеку, который старше по возрасту  и занимает более высокое  социальное положение.
«— Большое спасибо за ответ, — сказал Впалыч, — а теперь извините, я вынужден уйти, у меня совершенно неотложные дела.
Впалыч вышел.
У бедных учительниц перехватило дыхание. Уйти с педсовета! Как?!
Директор только крякнул и неожиданно произнес:
— Раз мы все так быстро выяснили, то все свободны.
Никогда раньше педсовет не длился меньше двух часов!»

Это  так напоминает поведение Димы  на «разборках» с Колюней!
«— Ну смотри, — Димка перешел на язык примеров, — вот если я тебе в глаз дам, ты ответишь?
— Я тебе так отвечу!..
— Вот видишь! На удар надо отвечать ударом. На подставу — подставой. Все честно!
Это окончательно замутило неизобретательный мозг Колюни. Он беспомощно оглянулся на секундантов, но те вообще не понимали, что тут происходит.

-Извините, мужики, у меня реально важное дело.
И Дима ушел, не отказав себе в удовольствии на прощание пожать неживую, как у манекена, руку Колюни».

Виктор Павлович не собирается «трепетать»  перед начальством, не собирается ронять достоинство. Этим он  шокирует директора, который в итоге перенимает эту манеру поведения:
«— Я вас попрошу не оскорблять учеников моей школы, — твердо сказал директор. — Если они заслуживают наказания, я их сам накажу.

— Если возражений нет, — он поднялся со стула, — я прямо сейчас отправлюсь с ними в свой кабинет и разберусь.
Чиновники и начальственные дамы в замешательстве переглянулись. Надо было бы поставить директора на место, но не перед телекамерами же. Но главный районный начальник не зря носил свой дорогой костюм. Он величественно кивнул и сказал, как резолюцию поставил:
— Под вашу ответственность.»

Директор Михаил  Сергеевич. «Быть  или не быть?»
Мне  кажется,  что  вышеописанный момент является  чрезвычайно  важным   в раскрытии  сюжета. Называя Птиц учениками «своей» школы,  Михаил  Сергеевич показывает, что  принимает ребят, не  смотря на их  непохожесть на  других.
Однако еще более значима его новая манера поведения,  манера в стиле 34-й школы! Своим поведением Михаил  Сергеевич дает «зеленый свет» 34-й школе, не только внешне, но  и внутри себя.
По сути, Михаил  Сергеевич никогда не относился к ребятам  враждебно. Именно он оказался человеком, который решился уволить  заслуженного  учителя  Елену Ивановну в пользу Виктора Павловича, который наверняка пользовался, мягко говоря, странной репутацией,  не смотря на все его международный связи и гранты.
Это    действительно   решительный шаг  для человека,  который всю жизнь жил  по «старой системе образования», мечтающего  отдохнуть на пенсии от  всей бумажной и бюрократической волокиты.
Что  сподвигло  его на это  шаг? Возможно,  именно близость  к пенсии и немолодой возраст стали источниками мудрости  пожилого  директора.  Возможно, какой-то  внутренний голос подсказал ему, что  было бы неправильно потратить  весь  свой многолетний стаж  на заполнение бумажек: «Вы б бумажек с мое позаполняли! И на совещаниях посидели бы… С мое…»
Так или иначе, колебания  между двумя взглядами на мир, традиционным  и  революционно-новаторским,  как воспринимали его большинство  старого  пед. коллектива,  на протяжении всей повести  занимают  ум Михаила Сергеевича. 
Директор принимает простое и дипломатическое решение: прийти  к компромиссу.  Вместо  «или-или» он  выбирает «и-и» - и то,  и другое!
Лично  у меня Михаил  Сергеевич сразу вызвал симпатию. Случайно ли он носит имя и отчество   одного  из важнейших реформаторов  нашей страны -  вот в чем вопрос J

Comments

Утащила к себе в ЖЖ :)
Спасибо Вам большое!
Евгения Пастернак

О наших книгах

Пользователь az_im сослался на вашу запись в своей записи «О наших книгах» в контексте: [...] Во-первых, появилась очень обстоятельная рецензия в ЖЖ пользователя foxand [...]